А музей-то не настоящий!
«Антресоль» - это вопросы, ответы и легкое головокружение». Такой информационный щит встречает прохожих на главной туристической тропе Задонска, на ул. Ленина,38.
Это не совсем обычный музей, некоторые даже называют его не вполне серьезным. Но они не правы. Как говорил непопулярный сегодня К. Маркс, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Но фраза нуждается в продолжении - … а посмеявшись, спешит оглянуться, чтобы что-то вернуть и увековечить. Уже вполне серьезно. Так появляются музеи. Задонский создавали не профессионалы, а журналисты, народ пытливый, смешливый и серьезный. Что получилось – судить посетителям.
… Когда на стене у входа появилась табличка - «Музей пресы», народ заволновался: ну что это такое - уже с порога, уже на вывеске – и ошибка! Надо, советовал народ, буковки чуть-чуть раздвинуть и вставить пропущенную…. Но постойте-постойте – ошибка была, но она же исправлена! Тут же. Видите - вторая «с» ловко вскарабкалась на первую. Однако бдительные граждане гнули свое. Сработало! Этого мы и добивались! Человек не может без ошибок, но надо их исправлять и стараться не допускать впредь. Только и всего! Таким способом библейская философема заявлена прямо на вывеске.
Над входной дверью прибита старая пишущая машинка (это только театр начинается с вешалки…). На белом листе написано «Прощайте! Ухожу навсегда, Зина». Она ушла. А мы остались. И наше дело теперь – вспоминать с благодарностью эту Зину, делавшую вместе с журналистами газету, и еще многое и многих…
Музей региональной прессы «Антресоль» появился в провинциальном Задонске благодаря усилиям Издательского дома «Липецкая газета» и областного отделения Союза журналистов.
«Антресоль» имеет несколько особенностей. Главная – в том, что это… неправильный музей. То есть он построен не по традиционным музейный технологиям. Здесь очень плотная застройка и сочетание (даже соседство) раритетов с вещами шутливыми, или, как теперь говорят, прикольными. Но ведь его создавали не профессионалы, а журналисты, а с них какой спрос! А тут еще такая поддержка: в первой же комнате - барельеф Пушкина со словами: «Сословие журналистов есть рассадник людей государственных». Но ведь у него же есть еще такое признание: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я речи русской не люблю…» Спасибо, Александр Сергеевич!
Вообще если вдруг кто-то закричит (как в известной комедии) у порога - «А музей-то не настоящий!», мы будем только рады.
Создатели музея сразу рассчитывали на соучастие, на подсказку, на спор, если угодно, по любому поводу. Да вот и объявление висит на этот случай: «Ladies and gentlemen! Welcome to our museum. Be careful: it was created by journalists and it means that you should be aware of surprises. You do not have to believe everything, but try to recognize the right of everyone for their own point of view». По-русски это звучит так: «Уважаемые дамы и господа! Приглашаем вас в наш музей. Будьте внимательны: его создавали журналисты, а значит, вас ждут неожиданности. Не всему вы обязаны верить, но постарайтесь признать право каждого на свою точку зрения».
А. Косякин, автор проекта « Антресоль»